Особенности формирования профессиональной карьеры женщин в трансформирующемся российском обществе

Диссертации на соискание ученой степени

Кандидата социологических наук

Работа выполнена в ФГАО ВПО «Южный федеральный университет»

Научный Заслуженный деятель науки РФ, руководитель: доктор философских наук, профессор Волков Юрий Григорьевич Официальные доктор социологических наук оппоненты: Резванов Александр Анатольевич доктор социологических наук, профессор Тарасенко Лариса Викторовна Ведущая Южно-Российский государственный организация: технический университет (НПИ)

Защита состоится «29» декабря 2011 г. в 10.00 на заседании Диссертационного совета Д 212.208.01 по философским и социологическим наукам в Южном федеральном университете (344006, г. Ростов н/Д, ул. Пушкинская, 160, ИППК ЮФУ, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Южного федерального университета (344006, г. Ростов н/Д, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан « 28 » ноября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета А. В. Верещагина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современная молодежь как социально-демографическая и социокультурная группа находится в противоречивых отношениях с обществом, одновременно являясь объектом социального воспроизводства и носителем социальных инноваций, которые приводят к нормативному и структурному морфогенезу. Наиболее активной и адаптивной частью молодежи является студенчество. Студенческая молодежь в этом отношении имеет особую общественную ценность. Студенчество – это ресурс профессиональной элиты, специалистов и экспертов, который в скором будущем пополнит управленческие кадры на административном уровне. В процессе приобретения научных знаний и профессиональных навыков у студентов вырабатываются определенные жизненные цели, намечаются пути их достижения, ценностные ориентации, основываясь на которых студенты прогнозируют свое будущее, выстраивают стратегию своей жизни. Профессиональное самоопределение молодого человека, его интеграция в сферу труда, а тем более проектирование профессиональной карьеры и стремление к успеху не рассматривались как важные социальные проблемы.

Проектирование карьеры является продуктивным преимущественно в условиях социально-экономической стабильности. Но при радикальном переходе от состояния стабильности к состоянию неопределенности доминантой социокультурного пространства России стала противоречивость, кризисность. В таких условиях обществу в целом, а студенческой молодежи в частности, достаточно трудно адаптироваться в новом социально-экономическом пространстве, найти ту стратегию, которая гарантирует достижение поставленной цели. Студенчество сегодня стоит перед необычайно трудной задачей. При неорганизованной структуре государственной поддержки и неотработанной молодежной политике теряется надежда на то, что инновационный, творческий, профессиональный потенциал студенчества может быть в должной мере востребован и использован. Отсутствие помощи в профессиональном ориентировании, отказ государства гарантировать трудоустройство после окончания вуза, уклонение от социальной поддержки студентов в их профессиональном становлении ведут к потере доверия к государству, существенно затрудняют формулирование и реализацию карьерных стратегий.

Поэтому актуальным является исследование следующих проблем: представления студентов о профессиональной карьере; социально-экономических ценностях, способствующих реализации профессиональной стратегии студенческой молодежи; технологии выстраивания индивидуальной траектории карьерного развития;

Технологии самопланирования карьеры; карьерного потенциала студенческой молодежи и угрозы реализации профессиональной карьеры в современной России.

Проблема карьеры привлекает все большее внимание исследователей различных научных направлений. Необходимость теоретико-методологического и практического обоснования стратегии карьеры студенческой молодежи, базирующегося на балансе карьерных потребностей, мотивов, целей индивида и интересов общества, обусловила выбор темы и актуальность диссертационного исследования, его цель и Задачи.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблем карьерных стратегий молодежи с социологических позиций разработаны недостаточно, вопросы построения и реализации карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях современного нелинейного общества практически отсутствуют. Вопросы карьеры стали изучаться сравнительно недавно. Истоки изучения проблем профессиональной карьеры уходят в исследование феномена социально-профессиональной мобильности, раскрытого в трудах Т. Парсонса, П. Сорокина и их последователей: Р. Бендикса, П. Берту, П. Бло, Р. Бурдона, О Данкена, Э Джексона, Г. Крокета, С. Липсета и др. Среди отечественных исследователей проблем социальной и профессиональной мобильности наиболее известны Н. А. Аитов, А. И. Костенко, О. Ю. Посухова1, М. Н. Руткевич, Ф. Е. Удалов, Ф. Р. Филлипов, О. И. Шкаратан и др.

Глубокое всестороннее исследование профессиональной мобильности повлекло за собой изучение различных аспектов такого важного социально-экономического явления, как профессиональная карьера. На современном этапе можно выделить ряд зарубежных авторов (Ф. Бетджер, Э. Бери, Б. Карлоф, Р. Кросс, Х. Маккей) и отечественных (А. Гусева, И. Добротворский, А. Зиновьев, В. Иглин, И. Лотова2, Б. Лытов, А. Маркова, В. Петрушин, С. Резник3, С. Сотникова).

Самоуправлению личностным и профессиональным развитием как необходимому условию достижения успешности в жизни и деятельности посвящены работы В. Берга, П. Берда, К. И. Варламова, B. C. Карпичева, В. А. Полякова, A. A. Ушакова, Н. Хилл, Швальбе, В. М. Шепеля.

В настоящее время в зарубежной науке сформировались два основополагающих научных подхода к вопросам управления карьерой. Первый связывает управление карьерой с реализацией человека как личности в течение всей его жизни (А. Ишикава, А. Морита, К. Омаэ, Б. Роджерс, Г. Г. Зайцев, Е. Могилевкин, С. И. Сотникова, Г. В. Черкасская). Второй подход реализует концепцию, представленную в зарубежной науке такими авторами, как М. Вудкок, Э. Воутилайнен, Т. Санталайнен, Д. Фрэнсис, в отечественной — такими как Д. А. Безделов, А. В. Дятлов, П. В. Журавлев, С. А. КартаПосухова О. Ю. Профессиональная мобильность в контексте общероссийских трансформаций. 2010.

Лотова И. П. Профессиональная карьера государственных служащих. Теория, методология, практика. Изд-во: Москва. 2008.

Резник С. Д. Студент вуза. Технологии обучения и профессиональная карьера. Изд-во:

Шов, Н. К. Маусов, Т. В. Никонова, Ю. Г. Одегов, В. В. Травин, С. В.Шекшня. Указанные авторы интерпретируют управление карьерой в организационном контексте.

Следует отметить также следующих авторов, в работах которых отражены отдельные аспекты изучения проблем молодежи в современном обществе:

Определение содержания категорий «молодёжь» и «студенчество» (В. М. Боряз, Ю. Р. Вишневский, Е. Д. Вознесенская, А. В. Дмитриев, Ю. А. Колесников, И. С. Кон, Д. Л. Константиновский, Т. Э. Петрова, Л. Я. Рубина, Г. А. Чередниченко, В. Т. Шапко, Л. И. Щербакова, А. Г. Эфендиев и др.); проблема изучения субъектности молодежи (Б. Г. Ананьев, И. В. Антонович, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Н. А. Дорожкин, И. М. Ильинский, М. А. Костенко, В. Ф. Левичева, А. Н. Леонтьев, С. Г. Максимова, Е. А. Попов, Ю. Е. Ростов, М. Н. Руткевич и др.);

Изучение профессиональных ориентаций и жизненного самоопределения молодежи (Т. З. Адамьянц, О. А. Андросова, А. А. Возьмитель, Я. В. Дидковская, А. И. Карпухин, Н. А. Лоншакова, Г. И. Осадчая, М. Ю. Попов, О. М. Родионова, Л. А. Семенова и ряд других); Алексеенко Т. Ф., Рудакова И. А., Щербакова Л. И. Рельефы идентификационного пространства российского студенчества / Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2005; Бойко Л. И.

Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. 2002. №3; Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России:

Социологический портрет. 2-е изд., доп. и исправл. – М.: Институт социологии РАН, 2010;

Петрова Т. Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления.

М.: Бельведер. 2000; Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. редактор Ю. В. Зубок и В. В. Чупров. – М.: Academia, 2008.

Адамьянц Т. З.Современная молодежь: представления о действительности и социокультурные механизмы самоорганизации и самоопределения // Россия реформирующаяся:

Ежегодник — 2010. Выпуск 9. — М.: Новый Хронограф, 2010; Дидковская Я. В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. 2001.

№7; Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования, 2002. №3; Константиновский Д. Л. Самоопределение или адаптация? // Мир России. 2003. Т. XII. № 2; Муханова М. Н. Ценностные установки и поведенческие стратегии студенческой молодежи// Модернизация социальной структуры российского общества. М.: ИС РАН, 2008; Семенова Л. А., Андросова О. А. Профессионально-трудовые ориентации и перспективы молодежи в условиях социального неравенства// Модернизация социальной структуры российского общества. М.: ИС РАН, 2008.

Ценностные ориентации студенческой молодежи (В. И. Добрынина, Т. Н. Кухтеривич, И. А. Сурина, А. И. Шендрик и др.);

Анализ проблем жизненных стратегий (К. А. Абульханова-Славская, В. С. Магун, М. Б. Маринов, Н. Ф. Наумова, Е. Л. Омельченко, Т. Е. Резник, Ю. М. Резник, Н. Д. Сорокина, Н. Федотова и др.); Ю. Г.Волков, Р. М. Грановская, Н. Д. Кондратьев, Я. А. Пономарев и другие, а также зарубежные авторы Дж. Гилфорд, Е. Торранс, Г. Хакен, И. Шумпетер и др.).

Проблемы состояния современного общества: нестабильности, нелинейной социокультурной динамики, рисков (У. Бек, К. А. Гаврилов, Ю. А. Зубок, С. А. Кравченко, В. И. Чупров, О. Н. Яницкий и др.); социальный облик студенчества (Г. И. Герасимов, С. Н. Иконникова, А. И. Ковалева, В. А. Луков, В. Т. Лисовский).

В результате анализа степени разработанности темы исследования можно сделать вывод, что отдельные проблемы формирования, реализации карьерных стратегий в современном обществе рассмотрены недостаточно глубоко, в том числе не исследованы те из Магун В. С., Энговатов М. В. Молодежь: высокие притязания и новые стратегии // Менеджер по персоналу. № 9. 2008; Маринов М. Б. Трансформация стратегии жизни личности в индивидуализирующемся обществе. М. 2008; Наумова Н. Ф. Философия и социология личности / М., Канон+ РООИ «Реабилитация», 2006; Шилова Л. С. Образ успеха и жизненные стратегии молодежи// Вестник Омского университета. №1/2. 2008.

Волков Ю. Г. Креативность: исторический прорыв России. М.: Социально-гуманитарные знания, 2011.

Бехманн Г. Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний. М.: Логос. 2010; Гаврилов К. А. Социология восприятия риска: опыт реконструкции ключевых подходов. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2009; Зубок Ю. А., Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. – М.: Academia, 2008; Смакотина Н. Л. Основы социологии нестабильности и риска. Философский, социологический и социальнопсихологический аспекты. М.: КДУ. 2009; Чупров В. И., Зубок Ю. А., Певцова Е. А. Молодежь и кризис: диалектика неопределенности и определенности в социальном развитии.

М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

Них, которые связанны со студенческой молодежью и реализацией ее карьерных притязаний. Таким образом, структурные компоненты, виды, факторы формирования и способы реализации карьерных стратегий студентов образуют широкое пространство для дальнейшего изучения. Этим обстоятельством обусловлены выбор цели и постановка конкретных задач данного исследования.

Целью работы является выявление факторов формирования и реализации карьерных стратегий в ситуации социальной неопределенности и представление современной модели карьерной стратегии российской студенческой молодежи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Проанализировать основные научные подходы к изучению карьерной стратегии в современном обществе и выделить ее социологическое содержание;

Выявить специфику современной студенческой молодежи как субъекта карьерного проектирования;

Проанализировать социокультурную среду формирования карьерных стратегий студенческой молодежи и возможности их реализации в ситуации социальной неопределенности;

Исследовать динамику профессиональных притязаний российской молодежи и ее влияние на формирование современной модели карьерной стратегии студенческой молодежи;

Определить факторы карьерной самореализации студенческой молодежи в современном российском обществе;

Выявить основные риски реализации карьерных стратегий студенческой молодежи в современном российском обществе.

Объектом исследования выступает российская студенческая молодежь как субъект проектирования карьерных стратегий.

Предметом исследования являются факторы формирования карьерных стратегий современной студенческой молодежи и практика их реализации в условиях неопределенности и риска.

Теоретико-методологической основой исследования стали различные подходы, связанные с изучением молодежной проблематики, а также мотивационных основ ее жизнедеятельности. В работе используются структурно-функциональный подход, разработанный М. Вебером, Э. Дюргеймом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом 9, в рамках которого студенческая молодежь рассматривается в системе структурных позиций, заполняемых ею, вследствие чего приобретается социальный статус и соответствующие социальные роли;

Культурологический подход, представители которого (П. Бергер, Т.

Лукман, А. Щюц) стремятся осмыслить мир молодежи в соответствии с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих индивидов, отражающимися в определенных типах культуры; теория общественного воспроизводства (В. И. Чупров), которая акцентирует внимание на функционировании и развитии молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни с ее основными социальными функциями: вопроизводственной, инновационной, трансляционной; рискологический подход (Ю. А. Зубок), который основывается на признании риска существенной и сущностной стороной современности.

К анализу карьеры, как социального явления в ходе исследования применен программно-целевой подход. Жизненная стратегия молодежи рассматривается как элемент деятельности людей в рамках деятельностно-активистского подхода. Он нашел отражение в работах М. Арчера, Э. Гидденса, Ю. М. Резника, С. Н. Южакова, В. А.

Ядова и др. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 1990; Дюркгейм Э. Социология. М.:

Канон+РООИ «Реабилитация». 2006; Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ. 2006; Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2002.

Арчер М. Реализм и морфогенез // Социологический журнал. 1994. № 4; Гидденс Э.

Устроение общества: очерк теории структурации. – М.: Академический проект, 2003; Резник Ю. М. «Социология жизни» как новое направление междисциплинарных исследований // Социс. 2000. № 9; Южаков С. Н. Социологические этюды М.: Астрель, 2008; Ядов В.

Труд в системе жизненных ценностей // Человек и труд. 2000. № 3.

Диссертационное исследование в качестве дополнительных исследовательских процедур включает положения Э. Гидденса о жизненных маршрутах молодежи, концепцию самоэффективности (А Бандура); якорную модель профессионального развития (Д.

Сьюпер, Д. Холланд, Э. Г. Шейн), согласно которой карьерные ориентации являются элементом Я-концепции, отражающей выбранное субъектом направление профессионального продвижения, которое основывается на его потребностях, мотивах, интересах, способностях. В работе использовались также методы сравнительного, системно-структурного анализа, эмпирические методы обработки и анализа полученных данных, контент-анализ различных документов по вопросам профессиональной самореализации молодежи.

Эмпирическую базу исследования составили:

— вторичный анализ социологических исследований ведущих исследовательских центров (Институт социально-политических исследований РАН, Институт социологии РАН, Институт экономики РАН, Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ), Российская академия государственной службы, Независимый институт социальной политики (НИСП), фонд «общественное мнение», «Левада-центр»); отдельные отечественные исследования за 2005-2011 гг., которые содержат информацию о современном состоянии и динамике карьерных установок молодежи в российском обществе;

— Результаты социологического исследования «Патриотическое воспитание молодежи в Ростовской области» с участием автора, проведенного Южнороссийским филиалом Института социологии РАН (г. Ростов-на-Дону, февраль-июнь 2010 г., 150 респондентов). Анализ полученных результатов позволил выявить представления о стратегиях карьерного развития студентов ВУЗов РостоваБандура А. Теория социального научения. М.: Евразия. 2000; Холланд Д. Сила души.

Пробуждение сверхъестественных способностей. М.: София. 2010; Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер. 2011.

На-Дону, об их мотивах, потребностях, целях и ценностных ориентациях.

— Результаты социологического исследования «Студентрегионовед: социологический портрет» с участием автора, проводимое в Южном федеральном университете 2004-2011 гг. Исследование проводилось среди студентов старших курсов отделения «Регионоведение» Института переподготовки и повышения квалификации Южного федерального университета (250 респондентов).

Целью этого ежегодного проекта является мониторинг качества и эффективности учебного процесса на отделении «Регионоведение», социального самочувствия студентов, их карьерных стратегий и ценностных ориентаций.

Научная новизна исследования состоит в социологическом анализе актуальной научно-практической проблемы формирования карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях нелинейной динамики современного российского общества и раскрытия возможностей карьерной самореализации молодежи в России.

Непосредственные элементы научной новизны диссертационного исследования заключаются в следующем:

–выявлена специфика содержательных характеристик карьерной стратегии в проблемном поле социологии и предложено авторское определение карьерных стратегий студенческой молодежи;

– определена специфика современной студенческой молодежи как субъекта карьерного проектирования, нацеленного на поиск новых карьерных моделей, изменение инструментов реализации карьеры, редукции рисков выбора институциализированной стратегии карьеры;

– проанализированы основные компоненты многомерной среды формирования и реализации карьерных стратегий, находящихся в динамике неравновесных систем и вызывающих соответственные реакции акторов от изменения социокультурного пространства;

– на основе анализа динамики профессиональных притязаний и практики формирования карьерных стратегий молодежи предложена креативная модель карьерной стратегии студенческой молодежи;

– проанализированы факторы карьерной самореализации студенческой молодежи в условиях социально-экономической нестабильности российского общества и потенциал карьерной самореализации, заключающийся в индивидуально значимой оценке личности и в проявлении конкретного результата, значимого для общества;

– выявлены основные риски реализации карьерных стратегий студенческой молодежи в современном российском обществе и обоснована субъектная роль молодежи в жизнедеятельности российского общества.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Карьерная стратегия выступает социальным пространством для преобразования накопленных ресурсов в значимые для индивида профессиональные ценности. Карьерная стратегия личности включает: сознательное конструирование актором образа профессиональной деятельности и выбор индивидом приоритетного направления; определение главных целей, этапов карьерных достижений; способы достижения профессиональных целей и задач на основе интеграции индивидуальных способностей, статусных и возрастных возможностей; удовлетворение индивидом потребностей в ходе своей профессиональной жизни. Обращение к концепту «карьерная стратегия студенческой молодежи» вызвано трансформациями отношений на современном рынке труда, где уже не работает модель последовательной смены учебной деятельности на трудовую после получения общего или профессионального образования без опыта профессиональной деятельности. Карьерные стратегии студенческой молодежи – это перспективные ориентации и активность в личностном, профессиональном, должностном и социально-статусном продвижении, спроектированные исходя из индивидуального карьерного потенциала (личностных характеристик, карьерной компетентности и карьерной готовности) и в предвидении осложнений карьерной реализации в сверхсложных условиях социальной неопределенности.

2. Молодежь является носителем облика будущего общества, она конструирует будущее посредством осуществления сформированных жизненных стратегий. Особое значение в данном прогностическом процессе отводится студенческой молодежи как активной профессиональной группе в долгосрочной перспективе, от которой будет зависеть развитие важнейших социальных сфер, таких как образование, культура, управление, экономика, политика и т. д.

Современная российская молодежь поставлена в более жесткие социально-экономические рамки, чем предыдущие поколения. Современный отказ государства от патерналистской опеки молодых специалистов настоятельно требует формирования установок на активное самоопределение, самостоятельный выбор своего карьерного пути. Молодежи приходится за более короткое время проходить путь от субъективной карьеры (то есть от её осознания, мироощущений, планирования) к реальной объективной карьере. Студенчество как образованная социально-культурная макрогруппа молодежи особенно остро ощущает происходящие негативные перемены в жизни: кризис института труда, резкую социальную стратификацию населения, реформы в системе высшего образования, лишающие российскую молодежь гарантированного права на профессиональную реализацию. Это приводит к ревизии прежних карьерных моделей поведения молодежи, изменению инструментов их реализации, редукции рисков выбора институциализированной стратегии карьеры.

3. Многомерная среда реализации карьерных притязаний – пространство ценностно-ориентированных отношений, где индивид имеет возможность перемещения как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях, обозначая для себя и для общества приоритеты профессиональной значимости и социальной ответственности. Карьерная стратегия всегда находится в динамике, постоянно видоизменяется в зависимости от происходящих событий, реакции актора на эти события в зависимости от изменений социокультурного пространства в целом. Современная среда формирования карьерных стратегий студенческой молодежи характеризуется трансформацией системы базовых ценностей, которые под влиянием комплекса факторов (социально-экономического, глобализационного и социокультурного) характеризуются противоречивым сочетанием традиционных и стихийно формирующихся рациональноиндивидуалистических ценностей.

4. В условиях нарастающей неопределенности социокультурной среды карьерные стратегии определяются не только институциональными процессами, но и субкультурными профессиональными группами. Происходит депопуляризация традиционных моделей стратегии карьеры (статусной, материальной, достиженческой) и факторов, обеспечивающих их реализацию (профессиональная компетентность, трудовая активность, непрерывность образования и самообразования). Сверхбыстрая социальная динамика требует, чтобы карьерная стратегия обеспечивала готовность человека к быстрым переменам, что возводит креативность в ранг стратегического ресурса современного человека. В современных условиях креативность личности и ее проявления (дивергентность и оригинальность мышления, способность предложить новый способ использования объекта, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, воображение, способность к обнаружению и постановке проблемы, индивидуализм, способность преодолевать стереотипы, целеустремленность, интуиция, мотивация) являются детерминантами успешной активности, так как способствуют быстрому принятию решений, разработке оригинальных стратегий, внедрению инноваций и реализации жизненных притязаний. Креативная модель карьерной стратегии включает личную креативность, в рамках которой человек самопланирует карьеру, со-креативность как ценность взаимодействия с профессионалами в области карьерного продвижения и обучения построению стратегии развития карьеры, а также креативность в рамках группы как социальную и профессиональную адаптивность, заключающуюся в результативной координации различных ролей и функций.

5. Карьерная самореализация определяет степень социальной активности субъекта, которая понимается как потенциальная способность индивида к осуществлению качественного преобразования окружающего и внутреннего мира. Потенциал карьерной самореализации заключается, во-первых, в индивидуально значимой оценке личности как члена социума; во-вторых, — в проявлении конкретного результата, значимого для общества в целом. Факторами карьерной самореализации студенческой молодежи являются:

Получение социально-профессиональных знаний; наличие у студента социально ориентированных мотивов социальнонаправленной и профессиональной деятельности, формирующихся на основе полученных профессиональных знаний; активность в социально значимых формах и сферах деятельности (создание исследовательских и прикладных проектов, участие в волонтерской, творческой деятельности и т. д.); внешнее инициирование активности в процессе профессионального становления.

6. Периоды нарастания риска сопряжены с интенсификацией творческих поисков в сфере социального строительства. Субъектом активных, опережающих стратегий поведения в обществе стремящемся сохранить свою независимость, идентичность, культуру, социальный генофонд является студенческая молодежь. Существенный дисбаланс между ожиданиями и реальностью ведет к деформации ценностей и социальных ориентаций студенческой молодежи. В такие периоды формируются поколения, для которых риск является неотъемлемым и необходимым качеством социальной среды, а безопасность не составляет фундаментальной ценности. Происходит разрушение идеалов, усиливается недоверие к социальным институтам и ценностям. В итоге возникает предрасположенность к девиантному поведению, к асоциальным поступкам.

Карьерные стратегии, выступая как сложные динамические отношения между притязаниями субъекта и степенью их реализации, являются важным механизмом обеспечения благоприятных предпосылок для использования креативной энергии молодых. Карьерная стратегия в современном обществе риска и неопределенности должна быть рефлексивной, основанной на размышлениях и анализе собственных действий, соотносить их к прошлому и проектировать на будущее; конструктивной, основанной на том, что по средствам индивидуальной стратегии конструируется будущие; креативной, основанной на гибкости, мобильности, творческой свободе.

Теоретическая и практическая значимость исследования Обоснованные в работе положения и выводы могут способствовать расширению теоретического основания и методологического инструментария исследования карьерных стратегий молодежи.

Полученные результаты могут найти применение в ходе подготовки и принятия управленческих решений, ориентированных на разработку молодежной, социальной, образовательной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Результаты исследования также могут быть использованы в подготовке учебных курсов по общей социологии, социологии молодежи, социологии образования, социологии труда, социологии профессий, а также в формировании спецкурсов по проблемам молодежи в обществе нелинейности.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на II международном конгрессе конфликтологов «Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия»

(Санкт-Петербург, 2004); на международной научной конференции «Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональные аспекты (Ростов-на-Дону, 2006); на XIII международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2006» (Москва, 2006); на Третьей ежегодной научной конференции студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (Ростов-на-Дону, 2007); на I Всероссийской научной читательской конференции «Россия: вчера, сегодня, завтра» (Краснодар, 2011); также на IV школе молодого социолога Института социологии РАН и ИППК ЮФУ «Модернизация и интеграционный потенциал регионов Кавказа» (Республика Абхазия, г. Новый Афон, 2011).

Основные положения диссертационного исследования отражены в восьми научных публикациях общим объемом 2 п. л., в том числе в двух публикациях в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении раскрывается актуальность темы исследования, освещается степень разработанности ее в научной литературе, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, определены теоретико-методологические основы и эмпирическая база исследования, формулируются элементы научной новизны, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения карьерных стратегий студенческой молодежи» дается обзор теоретических и исследовательских работ, касающихся различных аспектов изучаемой проблемы: рассматривается социологическое содержание, структурные компоненты карьерных стратегий студенческой молодежи и актуальность данной проблематики в условиях трансформаций социальных отношений на современном рынке труда.

В параграфе 1.1 «Теоретические подходы к исследованию карьерных стратегий в современном обществе» отмечается, что развитие современной теоретической социологии характеризуется её антропологизацией, т. е. усилием когнитивного интереса исследователей-социологов к проблеме человека в современных условиях социальной и культурной динамики общества.

В результате анализа большого блока научных источников, автор пришел к выводу, что в современной социологии особое внимание уделяется изучению проблем стратегического и тактического жизненного планирования индивида, анализу арсенала ресурсов и возможностей для реализации его стратегических и тактических целей, а также оценке степени удовлетворенности на каждом этапе развития. Предметом исследований становятся также социальные ориентации (в частности, направленность актора на достижение желаемого социального положения в тех или иных группах), механизмы формирования и реализации стратегий. Поскольку карьера в ее широком понимании представляет собой процесс изменений ролей, статусов человека в трудовой и других сферах жизнедеятельности человека, а также его личностных и профессиональных ресурсов, то автор исходит из того, что карьерная стратегия является одним из базовых видов жизненных стратегий личности современной эпохи.

Автор проанализировал социологическое содержание категорий «стратегия», «жизненная стратегия», «карьера» и сформулировал понятие карьерной стратегии личности как сознательное конструирование актором образа профессиональной деятельности с определением главных целей, этапов карьерных достижений, выбором способов достижения профессиональных целей и задач на основе интеграции индивидуальных способностей, статусных и возрастных возможностей. Карьерная стратегия является социальным полем для преобразования накопленных ресурсов в значимые для индивида ценности.

Удовлетворение индивидом потребностей в ходе его профессиональной жизни и, как следствие, удовлетворенность ею — это цель идеальной карьерной стратегии. Предвидение и обеспечение получения ожидаемого эффекта является самым интересным творческим занятием при реализации карьерных стратегий. Разработка стратегии расширяет человеческие возможности, поскольку позволяет реально оптимизировать процессы управления будущим. «При грамотно выбранной стратегии происходит преобразование случайного движения в системное, что резко повышает эффективность предлагаемых действий»12.

Карьерная стратегия всегда находится в динамике, постоянно видоизменяется в зависимости от происходящих событий, реакции актора на эти события, в зависимости от изменений социокультурного пространства в целом.

В параграфе 1.2 «Студенческая молодежь как субъект карьерного проектирования» автор исходит из того, что современная российская молодежь поставлена в более жесткие социально-экономические рамки, чем предыдущие поколения. Неопределенность — это главное пространство, на котором строятся карьерные стратегии современной российской молодежи. Динамика социальных отношений требует от молодежи формирования установок на активное самоопределение, самостоятельный выбор своего карьерного пути. Молодым людям приходится за более короткое время проходить путь от субъективной карьеры (то есть от её осознания, мироощущений, планирования) к реальной объективной карьере.

Ваша жизнь поменяется.

Почепцов Г. Г. Стратегия. – М.: СмартБук, 2009. – С. 9.

Это приводит к ревизии прежних карьерных моделей поведения молодежи, трансформации социокультурных кодов в механизмах определения жизненных целей и смыслов современной личности.

Автор отмечает, что молодежь при планировании карьеры в начале своего жизненного пути рискует в большей степени, а старшее поколение рискует при резкой смене карьерной стратегии либо ее существенной модификации. Отмена обязательного распределения молодых специалистов явилась одним из существенных рисков профессиональных траекторий молодежи. Возможность и необходимость самостоятельного трудоустройства, усиленная общими социально-экономическими трудностями, ориентирует студентов профессиональных учебных заведений на поиск работы в период обучения. Актуальным для современной молодежи становится интеграция в сферу трудовой и профессиональной деятельности при отсутствии целостного и четкого представления о профессиональной карьере и стратегии ее развития. Поэтому у студенческой молодежи необходимо формировать проективные навыки как основы их профессиональной компетентности и реализации жизненной стратегии.

Автор определил, что карьерные стратегии студенческой молодежи – это перспективные ориентации и активность в личностном, профессиональном, должностном и социально-статусном продвижении, спроектированные исходя из индивидуального карьерного потенциала и в предвидении осложнений карьерной реализации в сверхсложных условиях социальной неопределенности.

Индивидуальный карьерный потенциал включает:

— личностные характеристики субъекта карьеры: самоэффективность, ответственность, адаптивность, умение учиться, мотивация к карьере, эмоциональный интеллект, — высокий уровень развития которых обеспечивает успех в карьере независимо от сферы деятельности;

— карьерную компетентность как способность четко осознавать собственный карьерный потенциал и в соответствии с ним эффективно выстраивать карьерный путь, преодолевая все возможные препятствия и затруднения;

— карьерную готовность – установку решить жизненно важные задачи в рамках карьерного продвижения и карьерного роста.

В параграфе 1.3 «Многомерная среда формирования и реализации карьерных стратегий студенческой молодежи» автор обозначил карьерную среду как многомерное пространство (социальное, профессиональное, информационное, образовательное и т. д.) ценностно-ориентированных отношений индивидов, где индивид имеет возможность перемещения как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях, обозначая для себя и для общества приоритеты профессиональной значимости и социальной ответственности.

Автор разграничил категории «среда» и «пространство» карьерных стратегий. Пространство не равнозначно среде: существуя в одном и том же пространстве, индивид может переходить из одной среды в другую, например, при смене профессии, рода занятий, увлечений, перехода на новую ступень обучения. Все эти переходы осуществляются в рамках одного социокультурного пространства:

Он может одновременно находиться в среде вуза (образовательной), в информационной среде (специальная литература, соответствующее общение и опыт и т. д.), в профессиональной, социальной и т. д.

И хотя эти среды иногда очень разнородны, индивидом они воспринимаются как нечто единое. Автор проанализировал среды, которые учитываются при построении и реализации карьерных стратегий.

Постоянные изменения в социокультурном пространстве делают любое стратегическое планирование трудновыполнимым, а, по сути, фактически невозможным. В подобных условиях довольно часто наблюдаются случаи стихийного, ситуативного стратегического поведения, когда стратегия строится бессознательно, поведение человека является нестратегичным, реактивным, проявляющимся либо в импульсивных реакциях индивида, либо в виде его пассивности.

В условиях общественной трансформации, ситуации неопределенности и нелинейности актуальным становится так называемый «адаптационный» подход к исследованию карьеры, карьерных и жизненных стратегий личности. Синтез активно-деятельностного и адаптивного подходов в исследовании стратегического карьерного планирования, по мнению автора, дает возможность комплексного изучения данного процесса. При этом особое внимание следует уделять изучению институциональных процессов, структур и механизмов, участвующих в выработке карьерных стратегий и определений способов их реализации. Современный молодой человек постоянно пребывает внутри инновационных проектов, адаптируясь не столько к внешней, объективно существующей среде, сколько к социальному пространству, которое он создает сам. Поэтому особенностью нового пространства жизнедеятельности современной молодежи становится переход к самостоятельному проектированию жизненной стратегии. Выбор карьерных устремлений человека ориентирован на выражение, сохранение и защиту своей индивидуальности. И это обстоятельство является отражением специфических особенностей формирования современных жизненных стратегий личности.

Сегодня необходимо образование, развивающее способность прогнозировать образ движущегося мира, без боязни встречать неожиданности и риски, отвечать на них инновационной деятельностью. Получить такое образование сможет только тот, у кого развиты познавательная потребность, познавательная способность, познавательная активность и познавательная деятельность.

Во второй главе «Современные карьерные стратегии российской студенческой молодежи: потенциал и риски в условиях социальной неопределенности» представлен конструкт современной модели карьерной стратегии студенческой молодежи, проанализированы факторы карьерной самореализации студенческой молодежи в современном российском обществе; на основе социологических исследований дана оценка рискам реализации карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности и обоснована субъектная роль молодежи в жизнедеятельности российского общества.

В параграфе 2.1 «Современная модель карьерной стратегии российской студенческой молодежи» автор исходит из того, что карьерная стратегия представляет собой сложный процесс, означающий смену этапов с постепенным усложнением их содержания.

Моделью карьерной стратегии, по мнению автора, выступает когнитивный аналог процесса регулярного повышения профессионального статуса человека, развитие профессиональной компетентности, выражающейся в размере вознаграждения, значимого для данного индивида.

Выделяются три традиционные модели карьерной стратегии статусная, материальная, достиженческая.

Статусная модель карьерной стратегии характеризуется линейной зависимостью с малым отклонением линии от вертикали продвижения по карьерной лестнице, доминированием при выборе карьерного пути профессионального статуса по отношению к размеру зарплаты.

Материальная модель карьерной стратегии представляет карьерное перемещение, в основе которого лежит экономическая прибыль (зарплата, наличие социального пакета). В этом типе модели люди часто не задумываются над моральной стороной стратегии и тактики в процессе реализации карьеры.

Достиженческая модель карьерной стратегии характеризуется наличием ярко выраженных амбиций, активностью, ответственностью, стремлением к популярности в профессиональной сфере. В этой модели главное не высокие должности, не зарплата, а достижения и выигрыши чаще всего в рискованных проектах.

При этом сфера распространения типа жизненной стратегии определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, выявлением традиции, идеологии и т. п. Однако выбор жизненной стратегии в условиях неопределенности и нелинейности обусловлен принадлежностью индивида к определенному классу, группе, слою. Так, стратегия статусная своё распространение в большей степени получила среди руководителей разного уровня, политических деятелей. Стратегия жизненного благополучия (материальная) характерна для маргинальных слоев, некоторых категорий «бюджетников», а также лиц, занимающихся преимущественно физическим трудом. К сторонникам достиженческой стратегии можно отнести гуманитарную, научно-технической интеллигенцию, деятелей культуры, искусства, духовенства.

Студенчество в силу своего возраста, быстрых и динамичных социальных трансформаций в обществе еще не может объективизировать критерии профессиональной карьеры. Оно опирается при построении своей карьеры на субъективные императивы карьеры.

Таким образом, для молодежи преимущественной оказывается не реальная карьера, а потенциальная, выстроенная в сознании на основе планов. Это и выступает карьерной стратегией молодежи, которая затрагивает такие процессы, как профессиональный выбор, постановка цели, профессиональная перспектива, самопрограммирование, система социально-профессиональных ценностей, профессиональная ориентация молодого поколения. В условиях нарастающей неопределенности социокультурной среды происходит депопуляризация традиционных моделей стратегии карьеры. Стратегическим ресурсом современного человека становится восприимчивость к инновациям, проективное мышление и креативные способы деятельности.

Анализ эмпирических данных13, отражающих ценностные ориентации студенческой молодежи позволил нам сделать вывод, что в социальной среде доминирует креативная модель карьерной стратегии.

Креативная модель карьерной стратегии включает:

1) личную креативность, в рамках которой человек действует самостоятельно и самопланирует карьеру;

2) со-креативность, когда человек интенсивно взаимодействует со специалистом-технологом карьерного продвижения в избранном профессиональном пространстве;

3) креативность в рамках группы или организации – социальная и профессиональная адаптивность, результативная координированность различных ролей и функций.

В параграфе 2.2 «Факторы карьерной самореализации студенческой молодежи в современном российском обществе»

Отмечается, что карьерная самореализация определяет степень социальной активности субъекта, которая понимается как потенциальная способность индивида к осуществлению качественного преобразования окружающего и внутреннего мира. Потенциал карьерной самореализации заключается, во-первых, в индивидуально значимой оценке личности как члена социума, во-вторых, — в проявлении конкретного результата, значимого для общества в целом.

В период обучения студенты вырабатывают карьерные стратегии, понимаемые как совокупность путей, средств и методов достижения карьерного успеха. Эти пути и средства определяются, с одной стороны, объективными условиями, с другой – семейными, Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд., доп.

И исправл. – М.: Институт социологии РАН, 2010; Двадцать лет реформ глазами россиян.

Опыт многолетних социологических замеров. Аналитический доклад. Москва 2011; «Патриотическое воспитание молодежи в Ростовской области» Южнороссийским филиалом Института социологии РАН 2010;. Краснова Е. А. Нравственные ориентации молодежи в условиях стихийной социализации // Социология. 2006. №2 и др.

Профессионально-групповыми и другими ориентациями личности, лежащими в основе формирования согласованных жизненных и профессиональных планов.

Проблема карьерной самореализации заключается в том, что ход отечественных трансформаций изменил облик студенчества:

Формируется новый тип личности, ориентированный на индивидуализм, приоритет частного интереса, расчет на свои силы, ценность богатства. У современных студентов формируется новая система ценностей, которая диктуется рыночной экономикой. Следовательно, высока вероятность возникновения противоречия между потенциалами карьерной самореализации, т. е. между собственными карьерными стратегиями и общественно декларируемыми приоритетами. По мнению автора, значимым фактором карьерной самореализации является сама подготовка к профессиональной деятельности в рамках современной образовательной системы, которая характеризуется дифференцированной социальной стратификацией и выступает механизмом обеспечения социального неравенства в сфере приобретения профессионального капитала, является важным каналом мобильности, достижения высокого социального статуса. Образовательная система задает представителям студенчества карьерную стратегию, практически определяет ее.

Отмечая важную роль образования в удовлетворении карьерных амбиций российского студенчества, автор считает позитивным рост креативной мотивации в образовательной среде, обязательным условием которого, как считает профессор Ю. Г. Волков, является сдвиг критериев оценки деятельности как отдельных людей, так и учебных структур (кафедр) в сторону творчества, нового интеллектуального продукта и услуг, создание альтернативных образовательных программ, доступных студентам, имеющим ограниченный культурный ресурс к саморазвитию личности. Возможно это остановит наступление агрессивного провинциализма, выбор молодежью модели минимального образования, исполнительных функций, стереотипизированного поведения. 14 Конечно, креативный потенциал современной российской студенческой молодежи, по мнению ряда исследователей, вряд ли превышает 15-20%15, а инициативная молодежь как резерв социального развития общества составляет только третью часть данной социальной группы. В параграфе 2.3 «Риски реализации карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности» автор исходит из того, что интенсивность и острота социальных рисков повышается в обществе трансформационного типа, так как кризисное состояние основных социальных институтов не дает обществу противостоять социальным рискам, а также предоставлять индивидам возможность для эффективной, лишенной высокой степени риска реализации жизненных планов, потребностей и интересов.

В результате трансформации российского общества в современном социальном пространстве сформировалась достаточно обширная социальная общность – незанятая молодежь, которая в силу специфики возрастных социально-психологических характеристик оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда, что во многом обусловило одну из основных проблем на рынке труда современного российского общества – острую нехватку высококвалифицированных специалистов. Несоответствие уровня выпускаемых вузами специалистов потребностям общества привело к тому, что почти половина выпускников вузов вынуждена менять свою специализацию.

Сегодняшней студенческой молодежью, для которой стало характерным совмещение учебы и работы, широко используются преимущества временной, случайной, неформальной занятости. По Волков Ю. Г. Российское образование: креативный потенциал Ростов н/Д. 2011. С. Агафонов Ю. А., Бугаенко Ю. Ю., Попов М. Ю. и др. Криминогенные процессы в современном российском обществе: причины, динамика, перспективы. Краснодар 2010. Под общ. ред. М. Ю. Попова. С. 170- Волков Ю. Г. Креативный класс: поиск социологического дискурса // Доклад в общественной палате при Президенте РФ. М., 2011. С. результатам проведенного сектором социологии образования ИС РАН исследования вторичной занятости студентов вузов, работают на старших курсах 39,1% опрошенных. 17 Причем среди неработающих 81,1%, что составляет еще 49,4% от общего числа студентов 4-х курсов, хотели бы работать, если бы им удалось найти работу. Важным стимулом работы студентов во время учебы является потребность в начальной трудовой адаптации, что дало бы возможность накопить трудовой опыт и подтвердить умение, которое работодатель настоятельно требует от молодежи, выходящей на рынок труда после окончания вуза. Вместе с тем нестандартная занятость в сочетании с низким образовательным ресурсом может увеличить риск надолго задержаться на периферии рынка труда, где человек чаще обречен на нестабильную, малоквалифицированную и низкооплачиваемую работу.

Поэтому основной задачей при работе с молодежью в области консультирования карьерных стратегий можно считать выявление потенциальных внутренних ресурсов, не используемых должным образом молодым человеком; изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми он еще не воспользовался.

Для реализации принципа успешной профессиональной карьеры современная система профессиональной ориентации молодежи должна носить стратегический характер. Способом усиления адаптационного потенциала молодежи является разработка социальных программ, ориентированных на поддержку активных, опережающих стратегий поведения, организация социального консультирования, способствующего формированию целостной системы жизненного ориентирования, осознанию и идентификации жизненных смыслов, ценностей и задач.

В Заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные результаты и выводы, обобщаются практические рекомендации по применению креативной модели карьерной страКонстантиновский Д. Л., Чередниченко Г. А., Вознесенская Е. Л. Работающий студент:

Мотивы, реальность, проблемы. М., 2009.

Тегии в целях реализации карьерного потенциала студенческой молодежи в современной России и снижению рисков интеграции в сфере трудовой и профессиональной деятельности.

Основное содержание диссертации отражено В изданиях перечня ВАК Минобрнауки России 1. Назарова Л. В. Карьерные стратегии российского студенчества в условиях рискогенности // Историческая и социальнообразовательная мысль.- 2011. №3. – 0,4 п. л.

2. Назарова Л. В. Формирование карьерных стратегий личности в процессе социализации // Общество и право. – 2011. № 3. — 0. 3. Назарова Л. В. Жизненные стратегии личности в нелинейной интеграции // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2011. №1. – С. 28-31. — 0,4 п. л.

4. Назарова Л. В. Креативность как фактор карьерной стратегии молодежи // Россия: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов I всерос. Науч. Читательской конф. – Краснодар: Наука и образование, 2011. – 0,3 п. л.

5. Назарова Л. В. Модели карьерного роста молодежи в России:

Тез. докл. Третья ежегодная научная конференция студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН.

Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2007. — 0,1 п. л.

6. Назарова Л. В. Идеология и ценностные ориентации карьерного роста в России: Материалы Международной научной конференции «Роль идеологии в трансформационных процессах в России: общенациональный и региональный аспекты. Ч. 3 – Ростов-на-Дону: 2006.- 0,15 п. л.

7. Назарова Л. В. Конфликтогенность современного карьерного роста молодежи: Материалы XII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 3 – М.: Изд-во МГУ, 2005. — 0.15 п. л.

8. Назарова Л. В. Конфликтогенность карьерного роста молодежи в современной России: Тез. докл. и выст. II Международный конгресс конфликтологов «Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия». Том 2 – СПб: Изд-во «Наука», 2004. — 0,1 п. л.

Сдано в набор 15.11.2011. Подписано в печать 15.11.2011.

Формат 60х84 1/16. Цифровая печать. Усл. печ. л. 1,0.

Отпечатано в ЗАО «Центр универсальной полиграфии»

340006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140,

Diss. seluk. ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *