Увольнение в связи с существенным и или систематическим нарушением в отношении него условий контракта

С момента вступления в силу Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» произошли некоторые изменения в правоприменительной практике. Так, реализация права военнослужащих на досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением условий контракта стала возможной для каждого военнослужащего, изъявившего желание расстаться с Вооруженными Силами. Наверное, большинство согласится, что приходится прибегать к реализации данного права не от хорошей жизни, поскольку уровень материального обеспечения офицеров Российской армии уменьшился приблизительно в 12 раз по сравнению с началом XX века, а доходы российских военных примерно в 10 — 15 раз ниже, чем в армиях развитых государств (Н. Карпов. Закон должен защищать армию // Красная звезда. 16.01.99). Но в данном случае речь пойдет конкретно о существенных условиях реализации пп. «а» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Статья подполковника юстиции Машина И. П. «Право военнослужащего на досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта» (журнал «Право в Вооруженных Силах». 1998. N 9. С. 41) получила большой резонанс в воинских коллективах, о чем свидетельствует большое число писем в редакцию. И действительно, следует признать, что новая редакция ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» — большое завоевание в вопросе реализации прав военнослужащего на труд. Но вместе с тем следует отметить, что на практике, к сожалению, поставлены не все точки над «i», а именно не все нормы законодательства реализованы, особенно в части денежных выплат.

Возникает вопрос: имеет ли право военнослужащий при досрочном увольнении с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении его условий контракта на получение единовременного пособия?

В ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что на военнослужащего, уволенного с военной службы по такому основанию, как досрочное увольнение в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта, распространяются права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, а согласно п. 3 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при соответствующей общей продолжительности военной службы, что и закреплено в Постановлении Правительства РФ от 22.09.93 N 941, Приказе Министра обороны РФ 1994 г. N 350. Так, в частности, согласно п. 3 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», п. «а» ст. 1 Инструкции о размерах и порядке выплаты военнослужащим единовременного пособия при увольнении с военной службы, введенной Приказом Министра обороны РФ 1994 г. N 350, установлено, что увольняемым в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается при общей продолжительности службы:

— менее 10 лет — пять окладов месячного содержания (далее — оклад денежного содержания);

— от 10 до 15 лет — десять окладов денежного содержания;

— от 15 до 20 лет — пятнадцать окладов денежного содержания;

— свыше 20 лет — двадцать окладов денежного содержания.

Пособие не выплачивается военнослужащим, уволенным с военной службы:

А) за невыполнение условий контракта;

Б) за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего;

В) в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы;

Г) в связи с лишением воинского звания;

Д) в связи с переводом на службу в органы внутренних дел.

В выслугу лет военнослужащих для выплаты пособия при увольнении с военной службы засчитываются в календарном исчислении периоды службы в соответствии с Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941. При этом пособие подлежит выплате за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения. В случае повторного поступления на военную службу военнослужащих пособие при последующем их увольнении с военной службы выплачивается исходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы, но не менее чем в размере двух окладов денежного содержания. При выплате пособия принимаются в расчет оклады денежного содержания без повышения их за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях и других повышений.

Единовременное пособие исчисляется военнослужащим из окладов, выплачиваемых по последней должности и воинскому званию на день увольнения с военной службы, а лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел — из окладов, выплачиваемых по последней должности и специальному званию на день увольнения со службы.

Но на практике при увольнении по вышеуказанному основанию (в связи с существенным и систематическим нарушением условий контракта) почему-то финансовые органы по указанию Главного управления военного бюджета и финансирования ВС РФ выплачивают 40 процентов размеров пособия, указанных в п. «а» ст. 1 вышеназванной Инструкции в зависимости от общей продолжительности службы. Ссылка на п. «а» ст. 1 вышеназванной Инструкции о выплате 40 процентов размеров пособия в наше�� случае при досрочном увольнении с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта необоснованна, так как данный нормативный правовой акт, на который ссылаются финансовые органы, противоречит ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а значит, по данному спорному вопросу должна применяться норма Закона.

И даже если признать тот факт, что по вопросу выплаты единовременного пособия при увольнении с военной службы и существует коллизия в правоприменительной деятельности органов военного управления (наличие разных нормативных правовых актов), то согласно общепринятым правилам применяется норма вышестоящего органа, т. е. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Так как ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» издан в соответствии с требованиями, относящимися к вопросу издания федеральных законов (официально опубликован, зарегистрирован), то он применяется с момента вступления в силу (т. е. со 2 апреля 1998 г.) и влечет за собой правовые последствия в виде ответственности граждан, должностных лиц, организаций, учреждений, органов государственной власти, в том числе и органов военного управления, за невыполнение содержащихся в нем предписаний. В ст. 15 Конституции РФ записано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы». Отсюда можно сделать заключение, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории. Несомненно, что требования о равной обязанности соблюдения законов, в том числе и актов военного законодательства и ответственности, относятся ко всем без исключения.

В данном случае довольствующие финансовые органы подменяют принцип законности на принцип целесообразности, ссылаясь в который раз на отсутствие механизма реализации соответствующей нормы закона в вопросе о необходимости выполнения ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Очень важно помнить о том, что законность является одним из важнейших принципов государственной и общественной жизни, заключающейся в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других норм всеми субъектами правоотношений.

Общеизвестно, что ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» вступил в силу с 2 апреля 1998 г., и если необходимо было ограничить кого-либо в реализации каких-либо норм Закона, то законодатель конкретно это установил бы в данном Законе, как, например, это было отмечено в п. 1 ст. 29 ФЗ «О статусе военнослужащих», где прямо указано, что абзац 3 п. 2 ст. 12 в части повышения оклада денежного содержания вступает в силу в течение 1998 г. по решению Правительства РФ.

И даже если Правительство РФ, Министерство обороны РФ не привели свои нормативные правовые акты в соответствие с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а это необходимо выполнить (так как это общепринятое правило и требование, установленное в ст. 63 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 3 ст. 29 ФЗ «О статусе военнослужащих»), то это никому не дает права нарушать Закон. В соответствии с ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы, а таковым является ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», вступают в силу сразу на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. В данном случае ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» вступил в силу в день его официального опубликования, т. е. 2 апреля 1998 г.

Рассматривая правоотношения между Министерством обороны РФ и военнослужащим как сторонами при заключении контракта о прохождении военной службы можно прийти к выводу, что они в сущности опосредуют право граждан на труд. Так, в частности, Министерство обороны РФ или иной орган федеральной исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, являясь стороной контракта о прохождении военной службы, заключая его с гражданином, берет на себя определенные обязательства. Прежде всего, Министерство обороны обязано: обеспечить соблюдение прав граждан и прав членов семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы. В случае невыполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Новизна законоположения заключается прежде всего в вопросе принципиального подхода законодателя к правовому регулированию прохождения военной службы по контракту (возможность досрочного увольнения с военной службы по инициативе военнослужащего в случае существенного или систематического нарушения в отношении его условий контракта). Несомненно, это послужит в дальнейшем прогрессивным достижениям с точки зрения обеспечения приоритета прав и свобод личности, реализации военнослужащими своих конституционных прав при построении правового государства в нашей стране.

Возвращаясь к затронутой проблеме права военнослужащего на досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением условий контракта, надо отметить, что в настоящее время с целью получения единовременного пособия следует обращаться в суд. Данное обращение должно быть оформлено соответствующей жалобой на неправомерные действия командира с приложением копии приказа по строевой части об исключении из списков воинской части и другими документами. В основу обоснования ваших требований (выплаты единовременного пособия при увольнении с военной службы в размерах, недополученных при увольнении, компенсации морального вреда) должны быть поставлены прежде всего нормы ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Trof-av. narod. ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *